Новое исследование, проведённое командой исследователей, возглавляемой Никласом Брауном (Niclas Braun) из Боннского университета, установило — виртуальная реальность (VR) может влиять на восприятие действительности: вызывать деперсонализацию и дереализацию.
Учёные решили установить, влияет ли использование VR-технологий на восприятие реального мира. Решение о проведении исследований было принято после мониторинга постов в Сети. Выяснилось, что многие пользователи жаловались на диссоциативные и иные симптомы после использования VR-оборудования.
Для проведения исследования привлекли 80 участников, у которых ранее не регистрировалось психиатрических и/или неврологических расстройств. Им предложили сыграть в The Elder Scrolls V: Skyrim с использованием VR-гарнитуры, либо просто на компьютере с обычным монитором. Участники приняли участие в тестировании в соответствии с немецкой версией Кембриджской шкалы деперсонализации (CDS) непосредственно перед игрой, немедленно после игры, через день после игры и через неделю после игры. Дополнительно пользователи проводили самостоятельную оценку здоровья и по другим параметрам после окончания игры.
Браун и его коллеги установили, что чувства деперсонализации и дереализации, как правило, были сильнее сразу после окончания игрового процесса среди обеих групп, проходивших тестирование. Тем не менее, симптомы были ярче выражены у тех, кто играл в Skyrim с помощью VR-гарнитуры. Также выяснилось, что мир Skyrim тоже воспринимался более реалистичным теми, кто использовал VR — в сравнении с теми, кто играл на обычном ПК.
По данным Брауна, исследование показало, что хотя полчаса в виртуальной реальности могут вызвать лёгкие симптомы деперсонализации и дереализации, результаты не имеют большого клинического значения, поскольку симптомы проявляются только непосредственно после использования VR. Тем не менее учёный отметил, что пока неизвестно, ведёт ли использование VR-технологий к появлению симптомов в долгосрочной перспективе и в какой степени долговременное пребывание в виртуальной реальности ведёт к интенсификации или ослаблению симптомов деперсонализации и дереализации.
Остались без ответа множество вопросов. Например, пока для тестирования использовалась лишь одна игра, и в какой степени симптомы проявятся в других играх или рабочих виртуальных средах, пока неизвестно. Кроме того, пока исследования производились только на здоровых участниках, как скажется испытание VR на пациентах из групп риска с паническими или посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), пока неизвестно.